ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Как научить видеть созвездия

Порядок — это скучно, или о том, как творчески подчинить хаотичные знания.

Никто так не завораживает, как россыпи звёзд на ночном небе. Эти мерцающие точки всегда привлекали человека. Прекрасные и хаотичные.

Однако отсутствие упорядоченности усложняло жизнь древним людям, и чтобы лучше ориентироваться в звёздном небе, они стали выделять группы звёзд, из которых можно было бы составить отдельные фигуры.

Созвездия – это участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе.

Введение такой системы позволило человеку ориентироваться по звёздам, определять по ним сроки наступления и окончания полевых работ, и в целом упростило изучение небесных тел.

Почему бы и нам не воспользоваться этим трюком? Рассмотрим два принципа, способных навести порядок на небосводе знаний своих учеников.

Принцип целостности

Созвездие. Приставка «со» обозначает в существительных и прилагательных наличие некоторой взаимосвязи и совместного действия нескольких объектов.

Главная задача учителя — помочь ученику выстроить систему знаний. Понять и запомнить информацию будет проще, если каждый «пазл» информации будет встроен в нечто большее, будет частью чего-то.

Для этого понадобится умение выделять главное в изученном и систематизировать. Навести порядок поможет специальный инструмент — «Mind Map», или «Карта памяти».

Строить карту памяти – достаточно интересное занятие:

1. Расположите лист бумаги горизонтально. Запаситесь цветными карандашами/ручками/фломастерами. В идеале стоит использовать на карте как можно меньше слов и как можно больше графических образов, либо сопровождать этими образами слова. Здесь не имеют значения ваши навыки рисования, главное — чтобы рисунок был понятен вам и вашим ученикам.

2. Соберите весь нужный для карты материал. На какую тему будет ваша карта? Может, вы хотите построить карту, которая отразит все темы, что вы изучили в курсе обществознания, а может, вам нужно систематизировать знания по теме «Личность».

3. В центре листа расположите главную тему вашей карты, то, чему она посвящена.

4. От центрального образа отводите ветви, на которых будут самые ключевые мысли, касающиеся вашей темы. Нужно сделать эти ветви потолще.

5. От толстых ветвей начертите ветви более тонкие, раскрывающие и уточняющие ветви первого порядка.

Также можно составлять карты на компьютере, например, с помощью MindMup 2.

В идеале к экзамену ученик должен иметь отдельную папку или тетрадь с картами памяти по предмету. Накануне экзамена ему не нужно будет пытаться перечитать все конспекты, достаточно будет просмотреть свои карты, чтобы ещё раз актуализировать информацию и понять, где остались слабые места.

Представьте, что вас попросили собрать пазл, дали сотню деталей, но не показали итоговый вариант изображения. Конечно, рано или поздно вы справитесь, но затратите гораздо больше времени, не имея представления о полной картине.

Принцип ассоциативности

Как созвездия получили свои названия? Каждое из них напоминало древним людям о мифологических героях, животных либо о каких-то предметах. Каждое созвездие получило свой визуальный образ, который помогает распознавать его и лучше запомнить.

Информация, преобразованная в изображение, запоминается намного лучше.

То, что вы изучаете, должно быть отражено в рисунках, схемах, символах. И чем абстрактнее и сложнее то, что вы изучаете, тем более оно нуждается в чётком образе. Приведу один из успешных примеров визуализации:

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Абсолютно абстрактное понятие «биссектриса» было приведено к простейшему образу крысы, также дана информация о самом этом понятии. Как итог – большее понимание и лучшее запоминание.

Наиболее эффективный инструмент для визуализации – это «метод карточек».

Суть его заключается в том, что знания, полученные на занятиях, нужно свести к набору карточек. На карточке (можно взять небольшой листок для заметок) необходимо указать основной тезис/правило/закон и зарисовать его визуальный образ. Поначалу будет непросто переводить абстрактные понятия в картинки, но, получив первые результаты, вы будете воодушевлены.

Однажды я задала старшеклассникам сделать набор карточек по экзаменационному предмету, вызывающему у них наибольшие сложности. Мы увидели карточки по самым разным предметам: по физике, по биологии и даже по русскому языку (ученик старательно подготовил карточки с основными правилами).

Очень удобно перебирать эти карточки, повторяя материал. А также при повторении можно распределять их по стопкам – «знаю»«нужно уделить больше внимания» и «совсем не знаю». По величине стопок можно будет сразу наглядно оценить степень своей подготовленности к экзамену и наметить план повторения.

Принципы целостности и ассоциативности помогут не только лучше усваивать знания. Они помогут пробудить воображение и стимулируют творческое мышление.


NEWTONEW
23.04.2019
ава
Три главных правила карьерной лестницы в школе
Сейчас много разговоров о «социальных лифтах», возможностях сделать карьеру. Есть ли такие пути в образовании? Как реализовать своё стремление к повышению профессионального развития? Можно ли рядовому учителю занять руководящую должность? Ответ однозначен — можно. Как только определите для себя: зачем вам это — то дальше сразу станет понятно, в каком направлении двигаться. А мы вас познакомим с тремя самыми важными составляющими профессионального успеха. Итак…
Мир моих интересов
Мир моих интересов
Школа будущего
Школа будущего: самые интересные и нетривиальные подходы в обучении детей
Школа — место, в котором дети проводят большую часть дня. Но интересно ли им там, действительно ли нравятся занятия и учителя, хочется ли им возвращаться туда снова и снова? Кен Робинсон — один из самых авторитетных специалистов в образовании. Он неустанно пропагандирует и продвигает сбалансированный, индивидуализированный и творческий подход к образованию. В своей книге «Школа будущего» рассказывает о самых интересных и нестандартных подходах в обучении, которые очень нравятся детям. Под школами Кен Робинсон подразумевает не только традиционные структуры, предназначенные для обучения детей и подростков, но и любое сообщество людей, объединившихся для совместной учебы. Он предлагает совершить революцию в образовании с переосмыслением принципов работы школы и того, что вообще следует считать школой.