ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
17
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Мнение о проекте «Территория интеллекта»

В 2018 году в проект по доступному дополнительному образованию «Территория интеллекта» вошли 30 образовательных организаций Томской области. Среди них – МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 54 г. Томска, 5 педагогов которой стали участниками проекта.

Мы побеседовали с Порозовой Ларисой Игоревной, педагогом начальных классов и куратором от школы по проекту, которая поделилась своим мнением о Территории интеллекта:

Территория интеллекта реализуется в Томской области в рамках регионального проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Он направлен на формирование у школьников с 1 класса системы управления их образовательными траекториями.

Первым этапом реализации Территории интеллекта является открытие Детских научных клубов «Фабрика миров». Я являюсь куратором и наставником по программе у педагогов первых классов. Мне очень интересно участвовать в этом проекте.

Как Вы думаете, какая самая главная ценность проекта «Территория интеллекта»?

Это, конечно же, привлечение младших школьников к научно-техническому творчеству и помощь в осознанном выборе будущей профессии.

Расскажите про занятия в Детских научных клубах «Фабрика миров».

Фабрика миров — это пространство открытий и изобретательства для ребят начальной школы. Это новый формат организации дополнительного образования, уникальная площадка для занятий научно-техническим творчеством на базе школ.

Обучаясь по программе Клуба, ребята погружаются в мир исследований и экспериментов. Программа направлена на поэтапное вовлечение детей в мир техники и технологий: от знакомства с явлениями окружающего мира до изучения технологий будущего. Это побуждает и закрепляет творческое отношение к окружающей действительности, выражающееся в активной исследовательской, а затем и научно-технической (изобретательской) деятельности.

Обучение реализуется через игровые приёмы работы. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется с использованием образовательно-игрового портала «Кувырком». А занятие в классе предполагает чередование различных видов деятельности: выполнение заданий в рабочей тетради, работа с интерактивным электронным учебником, творческая деятельность.

    

 

Как Вы думаете, какие навыки и компетенции проект даёт школьникам?

Немаловажное значение имеет то, что у ребят формируются 4К-компетенции (коммуникация, креативность, критическое мышление, командная работа), вырабатываются исследовательские навыки.

Проект сочетает игровые и дистанционные технологии обучения с практическими опытами и экспериментами. Дети получают возможность путешествовать и познавать мир, не выходя из-за парты. По тематике занятия очень разнообразны. Но самое главное и интересное для ребят – это практическая часть. На каждом занятии их ждут новые открытия и эксперименты. Например, самостоятельное изготовление жидкости для мыльных пузырей или проектирование и создание необычной машины из конфет. Дети не боятся высказать свою точку зрения, выдвинуть гипотезы, ведь на таких занятиях нет шаблонов и правил. Также они раскрывают свои творческие умения, которые учитель не всегда может распознать на уроках в обычной учебной деятельности.

Поэтому цель педагога – научить детей исследовать, дать толчок для развития желания исследования, пробудить творчество и фантазию. Ведь ребёнок, приходящий в начальную школу, – это маленький «почемучка», у него тысяча вопросов: почему, отчего, зачем, как. И важно не погасить этот огонёк любознательности, а помочь ему разгореться.

    

 

А какие плюсы проект даёт педагогу?

Программа Клуба разработана полностью под «ключ», у педагога имеется учебно-методический комплекс для проведения занятий. В личном кабинете педагога много интересного и познавательного материала, который изложен понятно и доступно.  Думаю, что самое интересное для педагога – это площадка для обмена опытом, участие в мастер-классах, фестивалях и конференциях. Можно организовывать круглые столы, проводить открытые занятия с детьми.

Для меня, как наставника, важно научить педагога приёмам работы с программой, умению применять новые технологии не только на дополнительных занятиях, но и во время уроков. Например, некоторые темы занятий по программе «Мир моих интересов» можно использовать и на уроках окружающего мира. Пройдя курсы повышения квалификации, педагог сможет применить приобретённые навыки на своих уроках и усовершенствовать образовательный процесс уже в начальном звене.

С каким оборудованием Вам приходится работать в клубе «Фабрика миров»?

Благодаря проекту дети могут заниматься по 4 научным игровым наборам: «Юный физик», «Юный химик», «Мыльные пузыри», «Мир Левенгука». Также я использую материал из электронного личного кабинета педагога. Он содержит методические рекомендации с описанием опытов и экспериментов, которые можно проводить на занятиях. В классе у меня установлена интерактивная доска, позволяющая проходить игры по темам занятий в интерактивном формате, что, конечно же, очень нравится детям.

В рамках проекта «Территория интеллекта» создаётся цифровая платформа – это система развития ребёнка, в основе которой лежит технология измерения и учёта его компетенций. Ребёнок выбирает и проходит обучение по определённым образовательным трекам. На основании этих данных система помогает спроектировать дальнейшую траекторию успешного развития ребёнка. Как Вы думаете, необходимо ли в начальной школе создавать образовательную среду, которая поможет ребёнку определиться с будущей профессией?

Выбор профессии, пожалуй, один из самых сложных и ответственных шагов в жизни, который нужно сделать ещё в школе, но никак не перед выбором вуза. К счастью, в Клубе «Фабрика миров» можно начать погружение в мир профессий.

Ребёнок, у которого есть возможность выбора, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать то, что ему интересно, а не делать выбор за него. В этом возрасте дополнительные занятия — ещё не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Расскажите о сотрудничестве с командой проектного офиса Территории интеллекта.

Территорию интеллекта реализует Администрация области и Открытый молодёжный университет. Я знакома с командой ОМУ почти 13 лет. Это жизнерадостные люди, которые идут в ногу со временем. Команда работает не только над Территорией интеллекта, но и над многими другими интересными проектами. Желаю всему коллективу ОМУ и томскому проекту новых творческих взлётов!


Открытый Молодёжный Университет
21.06.2019
ава
Лучшие практики по обновлению содержания и технологий дополнительного образования
Современное дополнительное образование детей – это пространство свободного выбора, пространство проб и ошибок. В нем нет оценок и федеральных стандартов.Оно живет по иным законам, чем общеобразовательная школа, колледж или вуз. Чтобы создать систему неформального образования XXI века, взрослым предстоит решать задачи нового уровня и осваивать новые модели.
Мир моих интересов
Мир моих интересов
аватарка
Как сделать квест на уроке?
Как самостоятельно создать квест, который можно использовать на уроке, чтобы превратить освоение учебного материала в миссию, а обычную тему — в увлекательную историю.