ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
16
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Комплексная образовательная программа для 1-4-х классов «Мир моих интересов» в информационно-образовательной среде образовательного учреждения

Выполняя государственный заказ [1], команды педагогических коллективов образовательных учреждений сегодня находятся в поисках ответов на ключевые вопросы: как организовать образовательный процесс, отвечающий интересам и способностям обучающегося, как обеспечить эффективное управление образовательным процессом и повысить конкурентоспособность образовательного учреждения, как привлечь внимание родителей к процессу воспитания своего ребёнка и повысить его мотивацию к получению новых знаний? Общим решением для всех перечисленных вопросов может стать создание информационной образовательной среды (далее ИОС).

ИОС — понятие, широко используемое, в основном, при обсуждении процесса информатизации образования и до сих пор не имеющее общепризнанного определения. Согласно проекту Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации назначение единой ИОС состоит в «…предоставлении современных электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов, информационных систем и технологий обучения и воспитания, а также создании условий для обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавании дисциплин и распространении знаний, расширении доступа к электронному образованию всех уровней с учётом возможности построения современных механизмов обучения и воспитания» [2].

Исходя из вышесказанного, при рассмотрении ИОС в образовательном учреждении мы будем говорить не об обеспечении учащихся компьютерами и скоростным Интернетом, а о её наполнении современными образовательными ресурсами, порталами, электронном контенте, а также о системе управления обучением, «автоматизации» труда руководителя, учителя, об обеспечении личного «электронного управления» собственной деятельностью, деятельностью учащихся и обучении с использованием дистанционных технологий.

Наиболее содержательно характеристика компонентов ИОС образовательного учреждения на основе требований ФГОС представлена Ю. Г. Коротенковым: «ИОС включает в себя следующие компоненты: учебная, методическая, научно-исследовательская, контроль и оценка результатов обучения, внеучебная, административная, технологическое обеспечение» [3].

Рассмотрим каждый из компонентов на примере внедрения Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов» (далее программа «ММИ»)  в образовательное учреждение. Программа «ММИ» позволяет выстроить современную информационно-образовательную среду путём создания пространства, организуемого всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель, обучающийся и учитель, с использованием полного комплекта учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, плана конспекта занятий, кейсов для проведения мероприятий) и образовательно-игровых порталов.

Комплексная образовательная программа «Мир моих интересов» разработана авторским коллективом Негосударственного образовательного учреждения «Открытый молодёжный университет», является первой ступенью в комплексной непрерывной программе личностного развития ученика с 1 по 11 класс. Программа «ММИ» построена по модульному принципу и рассчитана на организацию внеурочной деятельности или дополнительного образования младших школьников по четырём тематическим направлениям:

1 класс — «Необычное в обычном» (знакомство с явлениями окружающего мира), объёмом 66 часов, из расчёта 2 часа в неделю;

2 класс — «Другой взгляд — другой мир» (знакомство с «параллельными мирами» человека и природы), объёмом 99 часов, из расчёта 3 часа в неделю;

3 класс — «Большое путешествие» (знакомство со странами и народами мира); объемом 132 часа, из расчета 4 часа в неделю;

4 класс — «Мастерами становятся» (знакомство с современными технологиями и технологиями будущего, в том числе в области ИКТ).

Остановимся подробнее на втором тематическом направлении программы «Мир моих интересов. Другой взгляд—другой мир».

Учебная компонентав данной программе представлена в виде системы информационно-образовательных ресурсов, обеспечивающих её реализацию как в классе, так и дома. Занятия в классе обеспечены полным учебно-методическим комплектом: подробный план-конспект каждого занятия для учителя, интерактивный электронный учебник, дополнительные материалы для организации проектной, творческой деятельности младших школьников и красочная рабочая тетрадь для учащегося «Другой вгляд—другой мир». Разнообразие представленного содержания позволяет активизировать разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое), — разные типы восприятия и переработки информации, в целом создаёт предпосылки для индивидуализации.

В качестве самостоятельной деятельности дома учащемуся вместе с родителями предлагается игровой образовательный  портал «Омунит» (http://omunit.ru/): прохождение обучающих игр, размещение личных достижений, творческих работ в галерее, выстраивание коммуникаций со сверстниками и значимыми взрослыми через ленту новостей, комментирование работ и самоанализ. Результаты деятельности учащегося фиксируются в персональном электронном портфолио учащегося, содержание которого позволяет определить приоритетные сферы интересов обучающихся и на их основе простроить индивидуальную образовательную траекторию, активно привлекая в этот процесс самих учащихся.

При успешном прохождении образовательных игр учащимся доступна сетевая игра, открывающая новые возможности в развитии его коммуникативной и информационной компетенций. Дистанционное обучение в данном случае охватывает учеников других школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в сетевой игре.

Опытом реализации программы «Мир моих интересов. Другой взгляд—другой мир» делится учитель информатики Виктория Александровна Яковлева, МОУ «СОШ № 37» г. Саранск: «Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на занятии являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Именно такую работу и предполагает программа, но самое главное – это активная работа с помощью яркой информации в интерактивном электронном учебнике. Я могу удерживать внимание ученика на протяжении длительного времени. Ребенок получает полезную и интересную информацию в ненавязчивой игровой форме и от необычного виртуального героя - это здорово! Применение игр помогает сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным».

Помимо перечисленного выше дидактического потенциала программы «ММИ», отметим постоянную методическую поддержку специалистами НОУ «ОМУ» в виде консультационной помощи с использованием современных средств ИКТ (бесплатная горячая линия, Skype-встречи, консультационные линии на Открытом педаго


Вьюгова Татьяна Сергеевна
10.09.2014
ОМУ
Стать богатым: как сформировать у ребенка стратегию успеха
Каждый родитель желает своему чаду успеха и процветания. Причем желание касается как богатых родителей, так и семей со средним достатком. Следуя указанным рекомендациям, вы подарите своему ребенку надежный источник будущей обеспеченности – психологию успешного человека. Стратегия успеха обеспечит не только стремление заниматься любимым делом — благодаря ей, подросток со временем обязательно станет состоятельным человеком.
Мир моих интересов
Образование 3.0.
ава
Как готовые домашние задания портят детей
Зачем делать домашнее задание, если можно не делать? Google Play и App Store заботливо предлагают приложения с готовыми домашними заданиями на все случаи жизни. Точнее, для всех классов по всем предметам. Но разочарование и «двойки» могут ждать и тех, кто поленится хоть немного подумать, прежде чем списывать. А часто именно к этому и приучают сборники готовых решений.