ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
15
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Комплексная образовательная программа для 1-4-х классов «Мир моих интересов» в информационно-образовательной среде образовательного учреждения

Выполняя государственный заказ [1], команды педагогических коллективов образовательных учреждений сегодня находятся в поисках ответов на ключевые вопросы: как организовать образовательный процесс, отвечающий интересам и способностям обучающегося, как обеспечить эффективное управление образовательным процессом и повысить конкурентоспособность образовательного учреждения, как привлечь внимание родителей к процессу воспитания своего ребёнка и повысить его мотивацию к получению новых знаний? Общим решением для всех перечисленных вопросов может стать создание информационной образовательной среды (далее ИОС).

ИОС — понятие, широко используемое, в основном, при обсуждении процесса информатизации образования и до сих пор не имеющее общепризнанного определения. Согласно проекту Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации назначение единой ИОС состоит в «…предоставлении современных электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов, информационных систем и технологий обучения и воспитания, а также создании условий для обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавании дисциплин и распространении знаний, расширении доступа к электронному образованию всех уровней с учётом возможности построения современных механизмов обучения и воспитания» [2].

Исходя из вышесказанного, при рассмотрении ИОС в образовательном учреждении мы будем говорить не об обеспечении учащихся компьютерами и скоростным Интернетом, а о её наполнении современными образовательными ресурсами, порталами, электронном контенте, а также о системе управления обучением, «автоматизации» труда руководителя, учителя, об обеспечении личного «электронного управления» собственной деятельностью, деятельностью учащихся и обучении с использованием дистанционных технологий.

Наиболее содержательно характеристика компонентов ИОС образовательного учреждения на основе требований ФГОС представлена Ю. Г. Коротенковым: «ИОС включает в себя следующие компоненты: учебная, методическая, научно-исследовательская, контроль и оценка результатов обучения, внеучебная, административная, технологическое обеспечение» [3].

Рассмотрим каждый из компонентов на примере внедрения Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов» (далее программа «ММИ»)  в образовательное учреждение. Программа «ММИ» позволяет выстроить современную информационно-образовательную среду путём создания пространства, организуемого всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель, обучающийся и учитель, с использованием полного комплекта учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, плана конспекта занятий, кейсов для проведения мероприятий) и образовательно-игровых порталов.

Комплексная образовательная программа «Мир моих интересов» разработана авторским коллективом Негосударственного образовательного учреждения «Открытый молодёжный университет», является первой ступенью в комплексной непрерывной программе личностного развития ученика с 1 по 11 класс. Программа «ММИ» построена по модульному принципу и рассчитана на организацию внеурочной деятельности или дополнительного образования младших школьников по четырём тематическим направлениям:

1 класс — «Необычное в обычном» (знакомство с явлениями окружающего мира), объёмом 66 часов, из расчёта 2 часа в неделю;

2 класс — «Другой взгляд — другой мир» (знакомство с «параллельными мирами» человека и природы), объёмом 99 часов, из расчёта 3 часа в неделю;

3 класс — «Большое путешествие» (знакомство со странами и народами мира); объемом 132 часа, из расчета 4 часа в неделю;

4 класс — «Мастерами становятся» (знакомство с современными технологиями и технологиями будущего, в том числе в области ИКТ).

Остановимся подробнее на втором тематическом направлении программы «Мир моих интересов. Другой взгляд—другой мир».

Учебная компонентав данной программе представлена в виде системы информационно-образовательных ресурсов, обеспечивающих её реализацию как в классе, так и дома. Занятия в классе обеспечены полным учебно-методическим комплектом: подробный план-конспект каждого занятия для учителя, интерактивный электронный учебник, дополнительные материалы для организации проектной, творческой деятельности младших школьников и красочная рабочая тетрадь для учащегося «Другой вгляд—другой мир». Разнообразие представленного содержания позволяет активизировать разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое), — разные типы восприятия и переработки информации, в целом создаёт предпосылки для индивидуализации.

В качестве самостоятельной деятельности дома учащемуся вместе с родителями предлагается игровой образовательный  портал «Омунит» (http://omunit.ru/): прохождение обучающих игр, размещение личных достижений, творческих работ в галерее, выстраивание коммуникаций со сверстниками и значимыми взрослыми через ленту новостей, комментирование работ и самоанализ. Результаты деятельности учащегося фиксируются в персональном электронном портфолио учащегося, содержание которого позволяет определить приоритетные сферы интересов обучающихся и на их основе простроить индивидуальную образовательную траекторию, активно привлекая в этот процесс самих учащихся.

При успешном прохождении образовательных игр учащимся доступна сетевая игра, открывающая новые возможности в развитии его коммуникативной и информационной компетенций. Дистанционное обучение в данном случае охватывает учеников других школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в сетевой игре.

Опытом реализации программы «Мир моих интересов. Другой взгляд—другой мир» делится учитель информатики Виктория Александровна Яковлева, МОУ «СОШ № 37» г. Саранск: «Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на занятии являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Именно такую работу и предполагает программа, но самое главное – это активная работа с помощью яркой информации в интерактивном электронном учебнике. Я могу удерживать внимание ученика на протяжении длительного времени. Ребенок получает полезную и интересную информацию в ненавязчивой игровой форме и от необычного виртуального героя - это здорово! Применение игр помогает сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным».

Помимо перечисленного выше дидактического потенциала программы «ММИ», отметим постоянную методическую поддержку специалистами НОУ «ОМУ» в виде консультационной помощи с использованием современных средств ИКТ (бесплатная горячая линия, Skype-встречи, консультационные линии на Открытом педаго


Вьюгова Татьяна Сергеевна
10.09.2014
ОМУ
Словарик учителя XXI века (часть 1)
Мы много пишем о современных цифровых инструментах и технологиях, которые изменяют образовательную среду. Но беда в том, что не все знакомы даже с их названиями. Очень часто материалах употребляются термины и сокращения, к которым мы сами настолько привыкли, что нам кажется — все же понимают, о чём речь. А вот если мы спросим любого нашего читателя, выбранного наугад, что такое MOOC или, скажем, «гибридное обучение», нет никакой уверенности, что он ответит. Нужно это срочно исправлять. Поэтому мы составили небольшой словарик терминов образования XXI века, на который и будем ссылаться в последующих статьях.
ОМУ
Мир моих интересов
ава
Plickers: учителя смогут сэкономить своё время с помощью QR-кодов
Plickers — это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Мы привыкли к чёрно-белым квадратикам QR-кодов в рекламе, которая хочет отправить нас на какой-нибудь сайт за дальнейшей информацией, и в разной другой печатной продукции, пытающейся связать бумагу и интернет. Но, как оказалось, это не единственное их применение.