ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
15
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Как развивать ребёнка, который не может читать
Каждый десятый ребёнок страдает дислексией. Такое распространённое нарушение не всегда просто распознать: иногда родителям кажется, что ребёнок просто ленив и не собран. Но при правильном подходе ребёнка, страдающего дислексией, можно вырастить в настоящего гения. Ведь у таких детей очень развиты творческие способности и интуиция. Как распознать ребёнка, страдающего дислексией, и развить его способности, рассказала педагог НинаДжексон в книге «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии».
 
«Мне 11 лет, и у меня дислексия. К счастью, я учусь в специализированной школе для дислексиков. В обычной школе меня ужасно дразнили, а учителя совсем не помогали. В государственных школах мы, дислексики, чувствуем себя ни на что не годными, такими забившимися в ботинок камушками, которые не терпится вытряхнуть».
Это письмо в 2013 году британская школьница Оливия Лодер отправила министру образования Великобритании. А через год юная Оливия стала детским представителем при Британской ассоциации дислексии. Оливия знает, что среди дислексиков немало блестящих личностей, которые изменили мир к лучшему. Стивен Спилберг научился читать гораздо позже сверстников, в школе его дразнили и унижали. Уолту Диснею легче было нарисовать Микки Мауса, чем написать «Mickey Mouse». Ричарда Брэнсона в школе били за то, что он не умел читать. А Владимир Маяковский не мог расставлять запятые в собственных стихах — их расставлял Осип Брик.
 
По статистике, каждый десятый человек страдает дислексией в той или иной форме. При этом мало кто из преподавателей в России и Европе понимает, что такое дислексия, и знает, как учить детей с дислексией.
Один из самых знаменитых специалистов по работе с такими детьми — Нина Джексон из Англии. Она сотрудничает с ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, ездит по миру и рассказывает учителям, как помочь детям преодолеть дислексию, аутизм, СДВГ, дисграфию, задержку речи и другие проблемы.
 
В книге Нины Джексон «Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии» дислексия рассматривается не как нарушение, а как дар, которым нужно научить пользоваться.
 

Дислексия — это не отставание в развитии

Дислексия обычно проявляется как нарушения чтения, письма, сложности с орфографией. Но дислексия не ограничивается набором недостатков. Наоборот, у дислексиков есть масса редких талантов: у них сильно развиты эмпатия, пространственное и абстрактное мышление, воображение и любопытство. Они мыслят образами, а не словами, а ещё они очень проницательны и обладают хорошей интуицией, лучше обычных детей воспринимают и понимают искусство. У них более богатый устный словарный запас, они лучше сверстников решают головоломки. Поэтому среди дислексиков так много гениев.
Конечно, само по себе нарушение не делает человека талантливым. Дислексиков нужно «раскрывать». Они чрезмерно зациклены на том, что не способны делать, и забывают о том, на что способны. Задача учителя — направить этих удивительных, творчески одарённых людей, помочь им выработать индивидуальные приёмы обучения.
 

Как проявляется дислексия

 
Конечно, диагностировать дислексию может только дефектолог или психолог. Но учителю не стоит ждать официального диагноза: он должен попытаться решить проблему на ранней стадии.
 
На что обращать внимание:
1. Временами ученик выполняет задания слегка неряшливо, а иногда не в том порядке. Но это не повод называть ребёнка растяпой. Так мозг дислексика обрабатывает поставленные задачи.
2. Ученик отлично успевает в предметах, связанных с искусством — театр, музыка, живопись, — и часто хорошо отвечает устно.
3. Мыслит очень нестандартно, творчески, но плохо пишет.
4. Периодически пытается уединиться, может прослыть одиночкой или интровертом — все потому, что ему сложно излагать мысли на бумаге, и он нервничает.
5. Выставляет себя шутом: нередко чтобы скрыть переживания из-за сложностей с письмом и плохой успеваемости.
6. Плохо запоминает списки и процессы, но отлично справляется, если давать не всё сразу.
7. Если вы объясняете слишком быстро, у него появляется отсутствующий взгляд. Это говорит о том, что он не успевает обрабатывать информацию. Значит, объясняйте помедленнее.
8. К середине дня страшно устаёт, потому что потратил неимоверное количество усилий, чтобы проучиться целое утро, и к полудню уже «в отключке» — как физически, так и эмоционально. Нет, он не сам «нажал кнопку», просто его мозг больше не в состоянии работать. Днём можно давать таким детям практические или творческие задания, чтобы они отдохнули.
 

Что делать с такими детьми

Несколько советов, проверенных Ниной Джексон на собственном многолетнем опыте:
1. Всегда объясняйте материал несколькими способами, старайтесь подбирать методики, воздействующие на все органы чувств. Говорите чётко и медленно, повторяйте основные моменты. Дайте детям «переварить» услышанное: пусть информация уляжется у них в голове, а потом попросите их передать основную суть сказанного.
2. Проверяйте письменные работы ручками двух цветов: один цвет для оценки содержания, другой — для грамотности/аккуратности. Исправляйте орфографические ошибки только в пройденных словах. А ещё лучше — составьте словари для учеников-дислексиков.
3. Предъявляйте высокие требования к пониманию и умеренные — к письменным ответам. По возможности позволяйте ученикам с дислексией отвечать или излагать свои мысли устно. Предложите им записать ответы на аудио.
4. Проверяя работы, ставьте себя на место ученика: пытайтесь понять, с какими трудностями он сталкивается при написании букв.
5. Постоянно советуйте, как лучше решить ту или иную задачу. Хвалите и помогайте. Но помните, что соотношение похвалы и критики должно быть четыре к одному.
 

Главный совет Нины Джексон

«Нам, педагогам, очень полезно работать с учениками, которые видят и думают не так, как все. Каких только детей не бывает, и у каждого свой характер, для каждого нужно подобрать в обширной учебной программе то, что подходит именно ему. Кому-то нравится выступать, и громкость такого ученика, как правило, настроена на максимум. А у кого-то громкость вовсе выключена, но если вы его похвалите — персонально и по заслугам — он превзойдёт самого себя. Именно тихих учеников мы часто обходим вниманием, хотя оно им так необходимо — так же, как наша поддержка и похвала. В общем, учитывайте особенности всех детей в отдельности и подбирайте для каждого свою методику. Но не забывайте, что цели в любом случае нужно ставить амбициозные, иначе ученикам будет не к чему стремиться».

МЕЛ