ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
15
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Опыт пионера смешанного обучения: секрет успеха — не в технологиях

Смешанное обучение — это интеграция методов дистанционного и очного образования. Такая модель успешно применяется в школах США, Европы и некоторых стран Азии уже около десятка лет. Педагоги отмечают, что смешанное обучение позволяет развивать внутреннюю мотивацию детей и их способность к самообразованию. Всевозможные онлайн-сервисы, программы и технические приспособления, разработанные для школ, дают широкие возможности для того, чтобы сделать модель обучения гибкой. Но очевидно, что выбрать удобную платформу для размещения видеолекций или научиться создавать интерактивные презентации проще, чем организовать работу в классе так, чтобы смешанное обучение оказалось эффективным. Ведь оно требует от детей самостоятельности и сознательности, от нехватки которых страдают даже некоторые взрослыезаочники».

Эстер Воджики (Esther Wojcicki) — американский журналист и преподаватель. Она была одной из первых, кто начал изучать взаимодействие между технологиями и образованием в США. Воджики вела занятия по журналистике в одной из старших школ Калифорнии, была председателем организации Creative Commons, а сейчас является консультантом Народного Университета, глобального бесплатного образовательного онлайн-ресурса. В одной из глав книги «Полёт на Луну в образовании: запуская смешанное обучение в классе», соавтором которой является Эстер, она делится своим опытом, как создать условия для того, чтобы смешанное обучение работало.

Всё началось в 1987, когда Воджики получила грант штата Калифорния. Штат предоставил восемь компьютеров Макинтош, не спрашивая, имеет ли кто-нибудь в школе представление, как ими пользоваться. Так как у Воджики, как и у других учителей, не было никакого опыта работы с подобной техникой, пришлось обратиться за помощью к ученикам. Эстер считает, что это было началом её новой методики: «Ребята были абсолютно захвачены оказанием помощи взрослым, ведь до этого они не могли представить, что учитель вообще может просить о помощи. Это было началом моей совместной модели обучения. Только тогда она не имела такого названия, и я должна была «защищать» её перед другими учителями. Мы со студентами проводили долгие часы после занятий и на выходных, открывая для себя компьютеры и то, как объединить их в сеть. До этого я никогда раньше не слышала слово «сеть» в таком контексте. Я была одним из первых учителей в Калифорнии, которые стали использовать компьютеры в классах, и, возможно, первым учителем в стране, который использовал их на занятиях по журналистике».

Вскоре Воджики открыла для себя, что ключ к успешному смешанному обучению — создание культуры сотрудничества, уважения и доверия. И начинается всё осенью, когда ученики возвращаются в школу после каникул. Именно в это время учитель предпринимает первые действия, которые будут формировать культуру. Часть этой культуры — понимание того, что учитель не является единственным экспертом в классе. «Компьютеры и любые другие электронные девайсы не способны сами по себе изменить процесс учёбы в классе. Я придумала аббревиатуру TRICK. Каждая буква означает важную составляющую той атмосферы в классе, которая необходима для смешанного обучения».

Вот эти составляющие - «трюки» атмосферы успеха:

Trust — доверие,

Respect — уважение,

Independence — независимость,

Collaboration — сотрудничество,

Kindness — доброжелательность.

Доверие:

Доверие не означает, что дети получают полную свободу бегать и делать всё, что вздумается. Это означает, что дети доверяют друг другу и помогают в учёбе, и учитель делает то же самое. Развивать доверие нужно с самого начала учебного года, для этого есть множество игр, например, игра в «слепого», который проходит сквозь «стены».

Учитель должен взять в свои руки инициативу и создать такую ситуацию, которая бы требовала от учеников проявлять надёжность и ответственность. Возможности для этого возникают каждый день. Например, выполнение заданий в команде одновременно и учит нести ответственность перед другими участниками, и учит доверять им. Отличный способ сделать так, чтобы дети и преподаватель доверяли друг другу — ведение классного блога, в котором каждый мог бы высказываться и принимал бы участие в его наполнении.

Пожалуй, самое сложное, но и самое необходимое в создании атмосферы доверия — научиться самому доверять детям.

Эстер Воджики приводит в пример свои занятия по журналистике со школьниками. Каждый её ученик всегда работает над своей историей, таким образом, никто не делает одно и то же. Некоторые из этих историй весьма чувствительны для школы, района или города, так как касаются актуальных проблем. Это требует от преподавателя большого доверия к ребятам — дать им возможность самим получать информацию из первоисточников и писать статьи самостоятельно, так, как они умеют. Статьи, которые пишут ученики Эстер, публикуются онлайн и собирают тысячи просмотров, а печатный тираж видят около трёх тысяч местных жителей. Ребята много раз отмечали, что доверие к тому, что они пишут самостоятельно, повышает их самооценку.

Ещё один способ создать культуру доверия в классе — сделать так, чтобы периодически дети учили друг друга самостоятельно в маленьких группах, и, что особенно интересно, учили своего преподавателя.

«Я использую Google Docs для работы с документами и продукты Adobe для вёрстки и публикации. Новые продукты выходят регулярно, многие из них могли бы быть полезны для меня, но у меня слишком мало времени узнать о них. Поэтому я прошу моих учеников периодически делать обзоры новых программ и приложений, которые могут быть интересны для решения наших общих задач. Если находится что-то стоящее, то ребята сами разбираются с тем, как это использовать, и делятся своими знаниями со мной и остальным классом».

Немаловажно дать понять детям, что они могут связаться с вами вне школы, если у них есть вопросы — позвонить по телефону, написать на электронную почту. Просто сделайте ваши контактные данные доступными. То же самое касается и других учеников — решите вместе с ними, какую контактную информацию они могут сделать открытой друг для друга.

 

Эстер считает, что самый лучший способ показать, что вы доверяете своим ученикам — не стесняться признавать свои ошибки и уметь смеяться над ними. Это к тому же учит ребят принимать себя и относиться к ошибкам не как к катастрофе, а как к неизбежной части жизни. Каждый день что-то идёт не так, как планировалось, так что найти причины для смеха над собой всегда легко.

И ещё одно важное условие: чтобы ученики доверяли себе, классу и учителю, они должны чаще оказываться в ситуациях, когда нужно думать за себя самому. Они могут ошибаться, сталкиваться с трудностями, но ключ к успеху в том, чтобы позволить им решать проблемы самостоятельно.

Уважение:

Преподаватель должен искренне уважать своих учеников, особенно в современном мире, когда дети в классе могут быть из самых разных слоёв общества и иметь самый разный жизненный опыт. Каждый из них может иметь свой уникальный дар и, одновременно, свои уникальные проблемы.

«Как учитель я прекрасно понимаю, насколько сложно уважать учеников, которые создают проблемы в классе, но это дело учителя — демонстрировать уважение. Не сразу, но постепенно это приводит к тому, что ученики начинают чувствовать себя лучше».

Источник: http://ww2.kqed.org


newtonew.com