ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
15
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
6 горячих тем современного образования

Московский международный салон образования (ММСО) — это экспертная дискуссионная площадка, организованная Министерством образования и науки РФ. В отличие от многих государственных инициатив, она рассчитана на разговор об образовании популярным языком.

Универсальной особенностью Салона является обсуждение острых для образования тем. Представляем вам сводку горячих проблем образования по материалам колонки ММСО.

1.Инертность системы образования

Любую крупную систему сопровождает проблема сопротивления изменениям по причине трансакционных издержек. Трансакционные издержки — это накопленные за историю существования системы ошибочные решения, приемлемые в момент внедрения, но со временем потерявшие эффективность. Именно они мешают переменам к лучшему происходить быстро и безболезненно.

На школу постоянно влияют родители, профсоюзы, политические организации, и это нормально: когда эти влияния есть, значит, в школе заинтересованы, значит, кто-то чувствует в ней какой-то ресурс. Но и школе иногда хочется что-то на кого-то свалить. Нужно понимать, что, несмотря ни на что, все в наших руках и наша задача- научиться договариваться с людьми.

Другую грань той же проблемы видит Александр Оганов, основатель и генеральный директор компании Uniweb: «Как шесть лет назад все говорили, что онлайн-это очень интересно и надо срочно этим заниматься, так и продолжают говорить сейчас, однако по большому счету никто ничего не делает. В России сложная консервативная среда. У многих представителей образовательного сообщества есть ощущение, что внедрение новых технологий и инновационных процессов обязательно повлечет за собой отъем чего-то другого».

2.Смешанное обучение

В последние годы образовательная модель смешанного обучения обсуждается всё чаще. Очень привлекательно выглядит формат, в котором традиционные подходы совмещаются с новыми, позволяющими пользоваться достижениями информационных технологий, учиться в любом месте и в удобное время, дают возможность «тонкой настройки» учебного контента и учителю.

Есть сервисы и технологии, разрабатываемые школьными учителями. Они получают мгновенное применение, но обычно не имеют широкого распространения из-за отсутствия продуманного маркетинга. Многие образовательные сервисы привлекают учителей для разработки и тестирования — они получают распространение без участия государства через учителей-энтузиастов. Кроме того, существуют образовательные платформы и сервисы, создаваемые государственными структурами и внедряемые «сверху». Успешность их внедрения во многом зависит от готовности разработчиков делать сервис удобным для конечных пользователей — учителей и учащихся.

Даже самая минимальная реализация смешанного обучения поддерживает мотивацию за счёт: 1) наличия свободы в онлайн-среде (возможность реализации собственных интересов, и как следствие — самоактуализация, развитие личной ответственности за учебные результаты); 2) групповой работы над практико-ориентированными задачами (что почти отсутствует в традиционной учебной системе)».

3.Прогнозирование профессий будущего

Образование призвано сформировать фундамент для будущей активной социально полезной деятельности взрослого человека. Если раньше у человека за период экономической активности проходил один-два цикла технологических обновлений, то сейчас человек не успевает выйти из вуза, а циклов уже сменилось несколько. Можно принять образовательные стандарты, а через пять лет уже ничего из этого не будет нужно.

Поскольку невозможно прогнозировать на долгом горизонте, надо понять, какие вещи являются универсальными, и вкладываться в них. Сейчас востребованы айтишники и инженеры — их действительно сейчас больший дефицит, чем юристов. При этом, если начать учить айтишников и инженеров, даже по лучшим образцам, через пять лет — это будет практически бесполезно.

Родительская вовлеченность

Важный момент, который нельзя игнорировать — ответственность родителей за образование своих детей. Канули в прошлое времена, когда родитель отдаёт ребенка в школу и ждет на выходе «готовый продукт». Сейчас ответственный родитель должен стать продюсером образования своего ребёнка. Тем более что выбор направлений для приложения родительских сил довольно широкий. Есть много частных и государственных проектов, программ дополнительного образования на таких успешных площадках как Политех, ЗИЛ, Москвич. Эти проекты по-другому разговаривают с ребёнком о стандартных вещах.

Универсальные компетенции

Перед современным человеком, помимо задач самореализации, часто представляемых в виде продвижения по лестнице «школа-вуз-карьера», всегда стоят задачи социальные — стать достойным членом общества, уважаемым коллегой, компетентным специалистом. Для этого совсем недостаточно формальных знаний, предлагаемых учебной программой.

Если посмотреть, как выстроена система оценок и система поощрений в образовательной системе, можно увидеть, что человек существует в ней как социальный атом: индивидуализированы его оценки и курсовые. Всё это имеет значительные и глубокие последствия для нашего общества в целом, которое, как мы хорошо знаем, очень плохо умеет выстраивать горизонтальные связи, ассоциации и т. д., у нас отсутствует такая важная добродетель, как способность договариваться и участвовать в неинструментальных коммуникациях. Последствия этого легко увидеть социальных сетях, на отрытых интернет-форумах: люди крайне агрессивны в общении, не умеют взаимоуважительно обсуждать вопросы.

Проектная деятельность — удобный и методически понятный инструмент, который выводит студента из этого атомарного состояния и стимулирует развитие именно социальных компетенций.

Проектная работа, в отличие от классической иерархической организации, основана на умении выстроить горизонтальные связи — как в пределах самой проектной группы, так и внешние. В таком понимании проектной работы она является, конечно, необходимой в  системе образования.

Гуманитарные науки как решение вопроса о компетенциях

Согласно исследованию МГПУ 2015 года, на современном рынке труда наиболее востребованы следующие гуманитарные компетенции (исследование было выполнено на московском материале):

1 место — «коммуникативные компетенции»: консультирование, взаимодействие с коллегами и подчинёнными, межгрупповое взаимодействие;

2 место — «проектные компетенции»: планирование, создание проектных команд, организация, запуск проектов, контроль их качества и мотивации;

3 место — «аналитические компетенции»: постановка проблем, работа с информацией, анализ данных и поиск решений;

4 место — «педагогические компетенции»: разработка образовательных программ, работа с группами, оценка и контроль качества обучения.

Гуманитарное образование формирует гибкость мышления, умение слушать и сопереживать, переучиваться и обрабатывать новую информацию.

Источник: newtonew.com


newtonew.com