ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
15
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Правила обучения без правил

Почему так важно позволить ученику самому выбирать темп, путь, время и место? Во-первых, это помогает учесть индивидуальные особенности ребёнка. Во-вторых, все мы хотим вырастить взрослых самостоятельных людей, умеющих работать без принуждения и внешнего контроля. Свобода позволяет развивать навыки саморегуляции ребёнка, учит его делать осознанный выбор, вырабатывать волю и ответственность.

В институте Клейтона Кристенсена изучили работу более чем двух сотен школ и выделили обязательные элементы качественного смешанного обучения.

Четыре основных элемента смешанного обучения:

Персонализация

Предоставление определенного права самому ученику выбирать, каким образом, когда, как и, до некоторой степени, «что» он будет делать.

Обучение, основанное на мастерстве

Теория Блума о том, что до перехода к новой теме дети должны продемонстрировать идеальное владение изучаемым материалом.

Среда высоких ожиданий

Такая среда должна быть индивидуализированной по отношению к каждому ученику. У каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут к этой цели).

Личная ответственность

Дети должны понимать, что они принимают решения сами, а результаты — это их зона ответственности.

Серьезной проблемой традиционного обучения является отсутствие мотивации, личного смысла обучения: дети не понимают, зачем они изучают тот или другой предмет и вообще учатся. В качественном смешанном обучении персонализация связана с постановкой целей и развитием личной ответственности. Когда учитель помогает выстроить путь к поставленным целям через доступные возможности, школьное образование приобретает личный смысл для каждого ученика и возникает сильная мотивация. Эти задачи отчетливо поставлены во ФГОС общеобразовательной школы, но их практическая реализация почти отсутствует.

В опыте успешных школ со смешанным обучением присутствуют еще два важных компонента, отсутствующие в российской практике. Во-первых, это проектная работа, ориентированная на реальную жизнь. Именно такая деятельность учит применять учебный опыт на практике, помогает перенести знания и универсальные учебные действия на реальные жизненные ситуации и сформировать метапредметные компетенции.

Во-вторых, необходимо создать коллективно-распределенную учебную среду (термин В.В. Рубцова), позволяющую организовать совместную работу в группах. В групповой работе развиваются коммуникативные навыки, необходимые в реальной жизни. Умение эффективно работать в группе, быть единой командой, адекватно оценивать свои возможности, слышать партнеров, идти к единой цели – важный фактор конкурентоспособности для современной экономики.

Цифровые инструменты экономят время учителя, предлагая мгновенную обратную связь и мотивацию, контроль и возможность персонализации. Основными параметрами, помогающими формировать идеальную учебную среду, являются:

- Автономность – возможность ребенку работать в среде самостоятельно без вмешательства учителя;

- Мгновенная обратная связь, которая и мотивирует, и учит. Если ребенок сдает работу на проверку и через сутки получает проверенную тетрадь, ему уже неинтересна задача. А мгновенная обратная связь позволяет корректировать обучение, пока есть интерес;

- Геймификация поддерживает мотивацию и направляет к результату;

- Маршрутизация (один из элементов геймификации) – возможность видеть путь к цели (учебный маршрут) помогает ориентироваться на результат;

- Вариативность убирает возможность списать и найти готовый ответ. Приходится скрипеть мозгами, и тут личная ответственность разворачивается в полный рост;

- Контроль позволяет ребенку учиться самостоятельно и в это же время даёт контроль над процессом учителю, родителям и ребёнку. Вопрос в том, чтобы взрослые не стали надсмотрщиками и помогали развитию самоконтроля;

- Адаптивность обеспечивает учащихся заданиями соответствующего уровня трудности применительно к каждому ученику. Пока эта функция есть не везде, но это возможно.

Вопрос не в глубине проникновения технологий, а в том, развивает ли система образования способности ребенка, его личностные и умственные возможности, делает ли его реальным автором (или соавтором) собственного обучения.


Наталья Андреева, руководитель Центра смешанного обучения МГППУ