ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
15
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Школа-парк: там, где двери всегда открыты
Ольга Леонтьева, учитель с огромным педагогическим опытом, координирует экспериментальную апробацию парк-школ с 1996 года. В Москве на базе НПО «Школа самоопределения» под руководством Александра Тубельского парк-школа тестировалась десять лет; параллельно в Екатеринбурге работала парк-школа № 95 под руководством Александра Гольдина
 
В статье приводятся рассуждения Ольги на актуальные, волнующие темы современного образования
 
Система образования до сих пор закрыта

Все проблемы внутри сегодняшней системы образования появляются по одной простой причине: во время обучения дверь закрыта на вход и на выход. Какие бы методики ни создавались, какими бы хорошими программы ни были, остаётся неизменным однонеограниченная власть учителя в классеУченики в системе общего образования находятся в полной зависимости от того, что им предлагает педагог, который подчиняется только вышестоящим руководителям и отчитывается перед ними

Для того чтобы система образования соответствовала требованиям современного общества, не надо создавать новые учебные планы – это бесполезное занятие. Нужно всего лишь открыть дверь школы, чтобы те, кто хочет чему-то научиться, могли это сделать
 
Ольга Леонтьева отмечает: чтобы знания, приобретённые сегодняшними школьниками, могли использоваться ими в будущей жизни, система образования 21 века должна быть максимально мобильной. Необходимо научиться использоватьне пытаться нивелировать!) имеющуюся сегодня в распоряжении человечества информациюВыбрать самые нужные в будущем знания при лавинообразном их накоплении невозможно, следовательно, необходимо отказаться от попыток это сделать, равно как и от попыток сравнивать знания одного человека с знаниями других людей (тестировать знания как результат обучения). Выбор используемой в деятельности информации должен быть предоставлен самим учащимся, процесс обучения при этом станет пространством актуализации сделанного выбора.
 
Открытая структура Парк-школы позволяет выйти из этого тупика. В ней учителя не только передают ученикам опыт и знания, но (и это главное!) в режиме настоящего времени наблюдают за реакцией учеников, за их возможностями, вопросами, желаниями. Учитель, который не будет этого делать, очень скоро останется без учеников — они уйдут учиться туда, где им интереснее, важнее, комфортнее.
 
Если систему открыть

Более десяти лет назад проект «Парк открытых студий» показал, что, если дать ученикам право выбора парк-студий «здесь и сейчас», они предпочитают учиться, а не отлынивать от занятий. 

Проект развивался постепенно. Сначала в него вошли школьники двух пятых классов, чьи родители согласились с идеологией Парк-школы. В расписании занятий детям предлагались не уроки, а набор из 4-5 одновременно работающих (по 6 академических часов подряд) парк-студий. Дети имели право прийти в любую студию и остаться там на любое время. Правила не создавались учителями, они обговаривались на общих сборах, где и ребенок, и педагог имели одинаковые права.

Сначала многие пятиклассники не поверили, что это возможно, поэтому переходили с одной студии на другую почти постоянно. Но всего через пару недель ситуация изменилась, и большинство ребят создали своё личное расписание. Даже если учитель не мог прийти на работу (например, заболевал), ученики продолжали выполнять то, что сами наметили. Большинство ребят школы предпочитали менять студию через 2-3 академических часа — за это время можно спокойно выбрать себе конкретное задание, выполнить его и продемонстрировать результаты учителю и другим членам студии. 

Роль учителя в парк-школах

Как вести урок, если на его середине у тебя меняется половина класса? Как быть учителю, когда у него в студии остаётся два человека, а остальные 25 ушли в другую студию?

Приходилось искать новые подходы, постоянно учитывая, что нужно детям. А им, оказывается, было нужно многое. Были нужны друзья: ребята часто сбивались в небольшие группы по 3-4 человека и ходили заниматься мини-коллективами. Было необходимо понимание: если ребенок не мог сформулировать цель, с которой пришел, это вовсе не означало, что её нет, просто учитель должен помочь ученику её сформулировать. 

На следующий год в эксперимент школы-парка влились младшие. Потом — ещё более младшие. В результате образовалась группа учеников 5-9 классов школы-парка, в которой все дружили, а старшие помогали младшим: объясняли, как составить расписание, разобраться с учебным материалом, провести мероприятие... Сегодня это назвали бы развитием компетенций и универсальных учебных действий. 

Аттестация в парк-школах

Такой эксперимент продлился 10 лет, и за это время в Школе-парке оказались охвачены все учебные дисциплины. К концу первого учебного года стало понятно, что каждый ребенок нашел своё место в Парке открытых студий, а учителя изменили свои способы работы. Отметки не ставили (в НПО «Школа самоопределения» в те годы отметки не ставили всем ученикам до 7 класса), но оценивали каждого — по навыкам, которые дети приобрели, умениям, которые получили и развили. Сегодня такое оценивание назвали бы «критериальным», именно это требуется от педагогов, работающих по ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам) второго поколения. 

Многие думают, что такая структура занятий, свободная и требующая самоорганизации, расслабляет. Ничего подобного, напротив, она вырабатывает у учеников способность к самостоятельному обучению, обучению без подчинения приказам и постоянного контроля. 

Парк-школа и интернет-технологии образования 

Использовать интернет как часть системы образования пытаются многие, но при этом используют методы, разработанные в системе закрытого, классно-урочного образования: выкладывают видео-лекции, создают тестовые задания.

С точки зрения концепции «Школа-парк», знание — это не то, что можно получить извне; это скорее орган, который нужно тренировать. Используя интернет-технологии, мы имеем возможность создать виртуальное образовательное пространство, которое не пытается «давать знания», а помогает развивать личное знание каждого. 

Школа-парк — очень глобальная концепция, которая требует полной перестройки учебного процесса, и не каждое учреждение может позволить себе такой эксперимент. Но вполне можно провести однодневный «тест-драйв» парк-студий. Организовать один день работы 6-8 студий, открытых для всех учеников и свободных для посещения под силу каждой школе. Всё, что для этого требуется — это коллектив педагогов-единомышленников и небольшой совместный мозговой штурм. Есть даже небольшая инструкция о том, как спланировать и провести этот день.

Источник: newtonew.com


Дарья Анурова