ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
17
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Мир детской науки

Первые шаги, первые впечатления, первые открытия… Это классические признаки самой счастливой поры жизни – детства. Каждый ребенок открывает для себя мир. Но не каждый способен что-то открыть этому миру. Или каждый?!

17 января – красный день календаря!

Все больше детей в мире становятся авторами «взрослых» изобретений. В 13 лет московский школьник Дмитрий Резников сконструировал зубную щетку для космонавтов (2011 год), а его ровесница – американка Мэллори Кьювмен – изобрела леденцы от икоты (2012 год). 15-летний француз Луи Брайль придумал шрифт для незрячих людей (1824 год), а канадец Жозеф-Арман Бомбардье в этом же возрасте создал снегоход (1922 год). Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом запатентован на имя Роберта Пэтча – автору популярной игрушки было всего 6 лет (1963 год).  Аланна Майерс в свои 8 лет опытным путем нашла средство для безболезненного снятия бинтов (2011 год).

Одним из первых подростков-изобретателей стал Бенджамин Франклин – в будущем известный дипломат, государственный деятель, журналист, ученый, изобретатель, писатель.  В 12 лет он придумал ласты для плавания. Правда, они надевались на руки, а не на ноги. Но суть и ценность изобретения от этого не изменились. В день рождения Б. Франклина, 17 января, во всем мире отмечается День детских изобретений, призванный развивать и поощрять детские начинания, стремления и творческое мышление!


Наука в жизни детей

Раньше наука ассоциировалась с открытиями великих и известных ученых, научно-исследовательскими лабораториями, кандидатскими и докторскими диссертациями, публикациями в журналах. Сейчас слово «наука» уже соседствует со словом «дошкольник». И речь не о последних исследованиях в педагогике, психологии или педиатрии: а о системном погружении детей в научный мир исследований, опытов и гипотез. И это неудивительно. У маленьких ученых есть не только желание познавать, творить, изобретать, – но и широкий спектр возможностей.

Сегодня дети:

  • проводят опыты и эксперименты;
  • читают познавательные журналы и книги;
  • смотрят обучающие мультипликационные фильмы;
  • посещают детские научные клубы и технопарки, кружки научно-технического творчества, интерактивные выставки;
  • участвуют в тематических мероприятиях;
  • отдыхают и учатся на профильных сменах в детских лагерях.

Уже в детских садах ребята занимаются робототехникой и конструируют. Маленькие фантазеры и выдумщики реализуют собственные проекты и даже запускают стартапы! Этому способствует среда стремительного технологического развития: обилие и скорость внедряемых технических новинок, прорывы в медицине, промышленности, нано-, биотехнологиях.  

Что же такое детская наука?

Если поискать в интернете термин «детская наука», то вы не найдете прямых или академических определений. Большинство ссылок связано с описанием опытов и экспериментов, предложениями научных шоу и развлечений.  Статистика показывает, что интерес к данному направлению растет. В 2017 году на 15% увеличилось количество запросов в поисковиках на тему «детская наука», по сравнению с 2016 годом. 

Детская наука – это формат науки, направленный на познание здесь и сейчас. Это связь обыденной жизни с научным знанием на языке ребенка. Это постоянное критическое мышление через вопросы: «Почему? Как? Зачем?», которые дети задают себе, взрослым и друг другу. Это сотворчество с педагогом и родителем. Где взрослый – это наставник, тьютор, ассистент и друг – вместе с юным экспериментатором опытным путем проверяет догадки и гипотезы. Преподаватель уже не столько обучает ребенка, сколько направляет, раскрывает потенциал маленького ученого.

Это передовые образовательные технологии: игрофикация, проектная деятельность, перевернутый класс, научные мастер-классы, опыты и эксперименты, экскурсии и встречи с экспертами.

Это новые образовательные и исследовательские пространства, интерактивные образовательные порталы и площадки, соединяющие виртуальный мир с реальным.

Это признание достижений: защищенные перед аудиторией проекты, награды за участие в конкурсах и олимпиадах, формирование и накопление портфолио.  Это продуктивная деятельность детей, итог которой – получение новых знаний и создание собственных уникальных изобретений.

Портрет маленького ученого:

  • обладает образным мышлением;
  • умеет сформулировать запрос, проблему, гипотезу;
  • имеет творческие и исследовательские навыки и развивает их;
  • стремится применить знания, чтобы создать что-то новое, улучшить мир вокруг;
  • владеет навыками прототипирования и моделирования;
  • развивает 4К-компетенции: креативность, критическое мышление, коммуникативность, кооперацию.

Что вокруг?

Чем комфортнее и непринужденней окружающее детей образовательное пространство, тем естественней будет среда для творчества, исследований и познания. Современные исследовательские площадки для детей – это модульная мебель, яркие краски, удобство, функциональность и новейшее оборудование для проведения опытов и экспериментов. Это смена игровых, интерактивных активностей. В этих условиях маленький ученый будет иметь все инструменты к пониманию образовательного материала, возможности применить эти знания, создавать новое.

Сейчас по всему миру открывается все больше детских креативных образовательных площадок для популяризации науки, высоких технологий и передовых открытий.

В Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи располагаются лаборатории, «полигоны»,  лекториумы, творческие мастерские, концертные залы, оснащенные по лучшим мировым стандартам. Здесь ребята реализуют научно-исследовательские и проектные работы, проводят опыты по генной инженерии, моделируют и тестируют микроспутники. Каждый может стать соавтором исследований и открытий, разработок новых устройств и технологий.

Два интерактивных музея в Екатеринбурге – «NEWTON» и «NEWTON BIO» – это множество интереснейших устройств и механизмов: тепловизор, левитатор Бернулли, бесконечное зеркало. Рассмотрев эти приборы и поняв принцип их действия, так легко стать ближе к гениальным изобретателям. Почувствовать себя властелином природы помогут экспонаты, которые создают управляемые торнадо и цунами. Наглядно изучить устройство организма человека позволят  гигантские модели сердца и пищеварительного тракта.

Начиная с 2016 года более 40 регионов России подключились к федеральной сети детских технопарков «Кванториум».

Принцип действия таких пространств продуман до мелочей – на одной территории ребята могут попробовать себя в разных направлениях-квантумах, получить новые знания и тут же применить их на практике. Кванторианцы могут приобрести как научно-технические (hard skills), так и изобретательские и социальные компетенции (soft skills).

В Сингапуре для детей создан Science Centre Singapore, где дети все могут потрогать руками. Практически все экспонаты в детском научном центре – интерактивные. Еще один пример того, как наука преподносится весело, открыто и увлекательно.

Путь в науку

Маленькие ученые должны проходить все этапы научного пути: поиск проблемы, постановку целей и задач, разработку гипотезы, исследование и анализ, доказательство новизны и пользы, возможностей применения своего исследования или изобретения.

Нужно сделать этот научный путь ярким, интересным, эмоциональным. Важно готовить новое поколение ученых к «взрослой» науке уже сейчас, когда она является для них естественной средой обитания. Тогда дети будут любить и понимать науку. Они смогут придумать множество интересных изобретений с большим заделом на будущее.

И совсем скоро мы будем передвигаться на воздушных автомобилях, строить подводные города, купим первый билет на Марс. Ведь наука, и детская, и взрослая, помогает двигать вперед весь земной шар, вносить улучшения в окружающий мир и жизнь всего человечества!


Евгения Погудина